Функциональные подсистемы ЕСЭД должны быть ориентированы на потребности конкретных пользователей, сегментированных по своему социальному статусу и профессиональной деятельности. Минимальный набор ролей пользователей должен включать следующие роли:

1. Обычный пользователь (незарегистрированный пользователь, зарегистрированный пользователь и/или сотрудник организации, автор проблемы, обращения, публикации в блоге, эксперт).

Функциональные возможности незарегистрированного пользователя.

Любому посетителю портала ЕСЭД должна быть доступна вся публичная информация, размещенная в данной системе:

  • публикации в блогах, публичные проблемы, обращения, предложения, голосования, законодательные инициативы граждан;
  • официальные документы и документы, размещенные органами государственной власти для публичного обсуждения;
  • организационно-структурная информация, общедоступные справочники и классификаторы;
  • списки обращений, проблем, публикаций, классифицированных по важности, популярности, стадии и результатам рассмотрения, географически и организационно;
  • публичные обсуждения, правки и комментарии других пользователей по официальным документам, обращениям, законопроектам и пр.

Незарегистрированный пользователь должен иметь доступ к простым инструментам оповещения других граждан: формировать e-mail-оповещения для друзей, создавать листовки по проблемам в .rtf формате, публиковать анонсы по материалам из ЕСЭД в популярных социальных сетях.

Функциональные возможности зарегистрированного пользователя и/или сотрудника организации.

Каждый зарегистрированный пользователь должен иметь свою «карточку пользователя», в которой будут отображаться его общедоступные регистрационные данные, публикации блога данного пользователя (при наличии).

Зарегистрированный пользователь должен иметь возможность просматривать любые публичные материалы в ЕСЭД, комментировать материалы, участвовать в голосованиях, при публичном обсуждении документов зарегистрированный пользователь должен иметь возможность предлагать свои редакции обсуждаемых документов либо отменять правки, предложенные другими пользователями. Зарегистрированному пользователю также должна быть предоставлена возможность публиковать материалы в своём собственном блоге.

Если пользователь проголосует за проблему, он сможет участвовать в редактировании текстов коллективных обращений по проблеме (именно сам текст обращения), но не сможет удалять обращения, не сможет влиять на отправку обращения, не сможет изменить адресата обращения (указать другую организацию), если пользователь не является автором проблемы.

Пользователь, поддержавший проблему, должен иметь возможность участвовать в оценке ответов на коллективные обращения, которые будут приходить по проблеме от организаций-адресатов. Обычный пользователь не сможет изменить описание проблемы (текст на вкладке «Описание») или чужие комментарии. В системе должна быть реализована возможность прямого общения между пользователями (через личные сообщения). Любой пользователь сможет отправлять внутрисистемные сообщения персонально другому пользователю.

Сотрудники организации – обычные зарегистрированные пользователи, для которых дополнительно установлена связь с записью в справочнике организаций ЕСЭД. При установке такой связи должна проводиться соответствующая процедура проверки.

Функциональные возможности автора проблемы, обращения, публикации в блоге

Автор проблемы (обращения, запроса, публикации в блоге) – любой зарегистрированный пользователь, опубликовавший данную проблему (обращение, запрос, публикацию в блоге). Автор получает дополнительные функциональные возможности по работе со своей собственной публикацией:

  • редактировать свою собственную публикацию в блоге;
  • закрыть опубликованную проблему, менять статус проблемы;
  • создавать новые публичные обращения по проблеме;
  • фиксировать окончательную редакцию текста коллективного обращения по опубликованной пользователем проблеме (эти изменения могут быть отменены Администратором сайта);
  • редактировать описание проблемы (на вкладке «Описание проблемы»).

Функциональные возможности для работы экспертов.

Эксперты – это пользователи с высоким рейтингом и большим количеством сторонников в ЕСЭД. Экспертам должны присваиваться дополнительные полномочия относительно обычных пользователей, для того чтобы они могли принимать активное участие в работе сайта и обсуждении общественно значимых вопросов, нормативных актов органов власти.

2. Сотрудник государственного или муниципального органа.

Функциональные возможности уполномоченного лица государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления

В ЕСЭД должен использоваться справочник государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и специальный функционал для уполномоченных лиц государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уполномоченное лицо государственного органа власти или органа местного самоуправления при наличии соответствующих прав в системе, должен иметь следующий функционал:

  • возможность встраивания на сайт органа государственной власти или органа местного самоуправления раздела «Электронной демократии», который реализуется при помощи тиражируемого модуля системы «Электронной демократии»;
  • возможность управления разделом «электронной демократии» на сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления.
  • доступ к опубликованным проблемам, обращениям, запросам и иным форматам документов, размещаемых гражданами и организациями в ЕСЭД;
  • право редактировать список уполномоченных лиц государственного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления в отношении своего органа власти, определять полномочия уполномоченных лиц государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в ЕСЭД;
  • возможность приёма и регистрации обращений пользователей, возможность назначения ответственного за работу по проблеме со стороны органа власти;
  • полномочия редактировать реквизиты своего органа власти (наименование, описание, адрес, сайт, телефоны, руководитель);
  • возможность готовить проекты ответов на обращения и запросы граждан и организаций, направлять проекты ответов на согласование с руководителем органа власти, публиковать ответы на обращения и запросы граждан и организаций или направлять ответы на индивидуальные (непубличные) обращения и запросы граждан и организаций;
  • возможность публиковать информацию в блоге ведомства;
  • возможность размещать информацию, которая подлежит обязательному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • возможность публикации нормативно-правовых актов для привлечения заинтересованных граждан к их обсуждению, доработке и голосованию;
  • возможность настраивать параметры для автоматизированного экспорта-импорта информации из системы;
  • возможность проводить онлайн-опросы среди пользователей ЕСЭД, вести с ними переписку, делать рассылки электронных сообщений и SMS-сообщений тем пользователям, которые поддержали определенную проблему или обратились в ведомство в индивидуальном порядке через ЕСЭД.

3. Администратор портала.

Функциональные возможности Администратора портала.

Администратору портала должны быть предоставлены расширенные полномочия, которые позволят выполнять функции по поддержке (настройке) и администрированию портала, редактированию справочников организаций и регионов, поддержке справочников в актуальном состоянии.

4. Модератор.

Функциональные возможности модератора портала.

Модератор портала – роль, предназначенная для модерирования блогов, комментариев, проблем и обращений. Должна быть разработана гибкая модель предоставления возможностей для модерирования разделов портала и пользовательских активностей в рамках ЕСЭД. Дополнительно должна быть обеспечена возможность модерирования с правами ограничений по предметной области, региону или по видам активностей (разделам портала), например, только для модерации комментариев.