Основная часть механизмов электронной демократии может быть реализована в Российской Федерации на базе единой системы электронной демократии, функционирующей в пределах российского правового поля. Единая система электронной демократии Российской Федерации (далее – ЕСЭД) представляет собой единую общероссийскую информационно-коммуникационную платформу (единую «точку входа») и специальный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий ведение на официальных интернет-ресурсах органов власти разделов электронной демократии, состоящих из взаимосвязанных наборов функциональных блоков, поддерживаемых в части администрирования органами власти, а в части контентного наполнения совместно органами власти, гражданами и организациями.

Набор функций ЕСЭД должен развиваться в соответствии с планами развития, а также с учетом изменений и потребностей в социальной среде. Однако к 2020 году должны быть разработаны и внедрены следующие основные функциональные подсистемы:

1. Подсистема работы с коллективными обращениями граждан и организаций в федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления.

Любому посетителю портала ЕСЭД должна быть доступна вся публичная информация, размещенная в данной системе:

Для работы с коллективными обращениями и запросами граждан в ЕСЭД необходимо предусмотреть специальные инструменты, позволяющие гражданам составлять, обсуждать (оставлять комментарии), редактировать и направлять в органы власти коллективные обращения и запросы в электронном виде, а также собирать под данными электронными документами электронные подписи пользователей ЕСЭД.

Каждый пользователь, оставивший свой электронный голос за решение проблемы, должен иметь возможность участвовать в коллективном редактировании обращения или запроса, внести свои правки в редакцию данного документа. При этом модераторами процесса формирования документа является сам автор проблемы и администраторы ЕСЭД – у них должно быть право отменить те или иные правки при необходимости, зафиксировать конечную редакцию документа, после которой новые правки в документе невозможны, и инициировать отправку окончательной редакции документа в орган государственной власти или орган местного самоуправления.

У органов власти, получающих обращения и запросы от граждан и организаций в электронном виде, должны быть инструменты работы с данными электронными документами. Это возможность комментировать (вносить уточнения, замечания, рекомендации) ход коллективного обсуждения проблемы и написания коллективного обращения или запроса в орган власти; вести электронную регистрацию и безопасное хранение поступающих электронных документов; публиковать ответы на поступающие обращения и запросы на страницах ЕСЭД в общем доступе в виде электронных документов, имеющих юридическую силу.)

2. Подсистема общественных обсуждений официальных документов федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления.

В перспективе данная подсистема должна обеспечить основу практики совместного правотворчества органов власти, граждан, общественных организаций, представителей экспертного и журналистского сообществ.

3. Подсистема электронных голосований, опросов, предложений и обсуждений предложений пользователей.

Для консолидации мнений пользователей ЕСЭД должна быть оснащена подсистемой электронных голосований, опросов и предложений пользователей, которая будет взаимодействовать с другими подсистемами. В частности, результаты голосования будут использованы при формировании коллективных обращений в подсистеме работы с коллективными обращениями граждан и в подсистеме общественных обсуждений официальных документов федеральных и региональных органов власти. Должна быть реализована возможность голосовать не только за отдельные обращения, но и использовать подсистему голосований для обсуждения официальных документов, публикации замечаний и правок по текстам обсуждаемых документов, голосования за отдельные правки и замечания, а также для организации онлайн-опросов среди пользователей. Подсистема голосований может быть использована в дальнейшем в рамках принятия коллективных решений на уровне малых онлайн-сообществ. Подсистема голосований должна быть защищена механизмами защиты результатов голосований от «накрутки» голосов с помощью программных средств.

4. Экспертная подсистема.

В рамках работы ЕСЭД должна быть сформирована следующая ролевая модель экспертов: эксперты-граждане (на основании рейтинга); привлеченные отраслевые эксперты (специально нанятые юристы, консультанты и другие специалисты); независимые эксперты гражданского общества (политические деятели, правозащитники, социологи, политологи и др.). Должна быть предусмотрена возможность определения рейтинга пользователей для выделения граждан с активной конструктивной жизненной позицией и большим числом сторонников. Граждане с высоким рейтингом могут привлекаться в качестве экспертов при разработке и экспертизе официальных документов федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления. Привлеченные отраслевые эксперты – это группа юристов и консультантов, которые бесплатно или на договорной основе оказывают регулярные консультационные услуги пользователям ЕСЭД. Независимые эксперты гражданского общества – это видные политические деятели, известные социологи и политологи, авторитетные представители гражданского общества, которые привлекаются для обсуждений отдельных вопросов и могут высказывать свою аргументированную позицию по тому или иному вопросу.

5. Подсистема интерактивных электронных сервисов с привязкой предоставляемых сервисов к картографической основе.

Подсистема интерактивных электронных сервисов должна активно взаимодействовать с картографическими сервисами, предоставляющими гео-информационные данные, а также социальными сетями.

При проектировании мобильных приложений следует учесть возможности современных мобильных устройств, которые позволяют оперативно дополнять информацию в ЕСЭД фото- и видео- материалами, дополнять информацию в ЕСЭД данными позиционирования на местности, получаемыми при помощи встроенных в мобильное устройство функций GPRS и Глонасс.

6. Подсистема результатов мониторинга, рейтингов и статистики деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления.

Информация в ЕСЭД должна быть систематизирована по категориям, организациям, ведомственной принадлежности и по регионам. В рамках системы также должна накапливаться качественная и количественная информация о голосах и оценках граждан, а также информация о рейтингах граждан и организаций. Подсистема мониторинга, рейтингов и статистики должна обеспечивать наглядную визуализацию вышеуказанной информации.

ЕСЭД должна позволять формировать отчеты для руководителей регионов и ведомств о том, как граждане оценивают работу подведомственных структур по рассмотрению обращений и запросов. Такие «народные оценки» должны использоваться как один из показателей качества работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

7. Подсистема «Личный опыт использования сервисов электронной демократии».

Данная подсистема должна быть реализована в виде набора публикаций о решенных проблемах и комментариях по этим «историям успеха». После наработки значительной информационной базы по решенным проблемам должна появиться возможность проводить сравнения между новыми обращениями граждан и аналогичными успешно решенными проблемами. Аналогия может определяться автоматически на основании одинакового набора ключевых слов, схожести тематики и текста обращения, а также за счёт установленных пользователями связей «похожие проблемы». На основании собранных систематизирующих публикаций в данном разделе должна появиться возможность формировать пользователям подсказки со следующими данными: примеры текстов успешных обращений по сходным тематикам; примеры организаций, куда следует обращаться с данной проблемой; предполагаемый срок и вероятность решения проблемы.

8. Подсистема блогов.

Подсистема блогов должна обеспечивать возможность ведения официальных блогов органов власти, отдельных проектов или программ органов власти, блоги экспертов и пользователей. Подсистема должна обеспечивать возможность комментирования сообщений пользователями в виде цепочек комментариев; настраиваемую ведущим блога возможность премодерации комментариев к сообщениям или отключения комментариев. Каждый участник в ЕСЭД (организация, пользователь, регион) должен иметь свою собственную страницу, на которой будет отображаться как общая информация о нем, так и его блоги.