Сетевая общественная сфера представляет собой онлайн-пространство, в котором члены общества могут взаимодействовать, делиться политическими мнениями, коллективно выступать в качестве общественных наблюдателей и давать оценку деятельности органов государственного управления. При этом Интернет как средство коммуникации и площадка для совместной деятельности в гораздо меньшей мере подвергается государственному контролю, чем традиционные СМИ. Онлайн-общение способствует формированию гражданских и политических сообществ, которые выступают с коллективными действиями, опосредованными цифровыми технологиями, такими как тематические кампании, политические протесты, социальные движения и формирование новых общественных организаций.

Однако масштаб использования описанных возможностей в значительной степени зависит от отношения граждан к политическому участию как таковому.

Отношение граждан к электронным формам участия часто дублирует отношение к традиционным моделям участия в жизни общества и государства.

Безразличие граждан к политической жизни приводит к низкой общественной активности.

Так, меньший интерес вызывают такие инструменты электронного участия, в которых предполагаются более активная политическая позиция и самоорганизация (онлайн-протесты, дебаты, митинги).

Однако прослеживается тенденция роста политической активности в российском интернет-пространстве.

В блогах и социальных сетях размещен обширный политический контент и примеры выступлений граждан в качестве общественных наблюдателей, мобилизующих сограждан против злоупотреблений со стороны государства и корпораций. Примером такого рода действий является сбор и публикация в Интернете видеосюжетов о процедурных нарушениях в ходе парламентских и президентских выборов в 2011 и 2012 гг.

Другим важным фактором, свидетельствующим о развитии политической активности онлайн, является обсуждение в Сети событий политического значения, волнующих граждан, но не освещаемых официальны ми СМИ.

На настоящий момент очевидно наличие у средств электронной демократии значительного потенциала в преодолении факторов, препятствующих общественному участию, прежде всего таких, как неверие в возможность повлиять на политику государства, безразличие и недоверие к политическому процессу.

В ситуации нехватки информации о результатах деятельности Правительства РФ, централизованного контроля СМИ, отсутствия развитых механизмов демократического участия, способных принимать во внимание мнения граждан, а также низкого уровня доверия к правительственным институтам дискуссия на политические темы была вытеснена в интернет-пространство, сделав его единственной платформой, где возможен свободный обмен мнениями между политическими оппонентами, представителями социальных движений и гражданами.

Возможность (невозможность) доступа к Интернету является одной из причин, ограничивающих потребление политической информации в Сети.

Проблема политического безразличия, характерная для сегодняшнего российского общества сокращает масштаб развития электронной демократии.

Индивиды, не имеющие успешного опыта участия в политике или в других социальных действиях, не склонны верить в силу своих действий. Это указывает на важность процесса обучения.

Важным фактором для существования мотивации к участию является наличие специальных интересов, в отношении которых индивид считает деятельность правительства необходимой. Чем выше воспринимаемая значимость деятельности органов государственного управления в решении вопросов, имеющих существенное значение для индивида, тем больше вероятность, что он будет пробовать себя в общественном участии.

Участвуя в политических действиях, индивид может встречаться с другими людьми и удовлетворять свои социальные потребности, даже если последствия участия неизвестны.

В результате успешного участия гражданам удается добиться принятия новых решений, соответствующих их интересам, либо наложения вето на существующие. Однако между этими двумя крайностями существуют альтернативные варианты, которые могут иметь большую или меньшую эффективность. На практике политические решения очень редко инициируются гражданами, но благодаря им решения могут быть модифицированы или отложены. Кроме того, создание общественного давления на лиц, принимающих решения, в долгосрочной перспективе имеет большой потенциал влияния на политику. Данный факт также должен быть принят во внимание при обсуждении эффективности и силы влияния политического активизма в Интернете.

Демократическое участие – это действия, совершаемые с целью оказать влияние на поведение людей, наделенных полномочиями по принятию решений. В обществе, где общественное участие является ценностью, отсутствие возможности участвовать расценивается как серьезное лишение. Наличия электронных механизмов участия недостаточно, чтобы вовлечь людей в демократические процессы. В обществе, где возможности политического участия ограничены, и ценность участия не разделяется всеми его членами, граждане имеют очень незначительное влияние на формирование политики.

Исследовав потенциал электронного участия в повышении включенности общественности России в процессы принятия решений с учетом текущей политической обстановки и исторического наследия, можно сделать следующий вывод.

На сегодняшний день у инструментов электронной демократии есть потенциал в преодолении выявленных факторов, сдерживающих общественное участие граждан.