Электронная демократия — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для решения социально-значимых проблем, контроля за действиями и решениями органов власти, диалога между обществом и государством.

Главным законодательным инструментом электронной Демократии в России является Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который обеспечивает ресурсам электронной демократии эффективность при решении проблем.

Однако нет специального законодательного регулирования деятельности организаций и электронных ресурсов демократии, которые бы устанавливали их статус, помогали увеличить значимость сервисов электронной демократии в глазах органов. До тех пор, пока органы не сталкиваются непосредственно в своей деятельности с инструментами электронной демократии (например: получают публичные обращения, размещенные на ресурсе), они не относятся серьезно к подобным сервисам, что тормозит развитие электронной демократии.

Более заинтересованными на данный момент в развитии электронной демократии являются граждане.

Закрепление на законодательном уровне деятельности ресурсов электронной демократии как одного из вариантов прозрачности деятельности органов власти значительно бы увеличило эффективность электронной демократии.

Нет единой системы электронной демократии.

Нет интеграции ресурсов электронной демократии с сайтами органов власти.

Главным аспектом деятельности ресурсов электронной демократии является публичность. Диалог представителей власти с гражданами происходит открыто, каждый посетитель портала может увидеть как вопрос гражданина, так и ответ на него, историю действий органа власти и его реакцию на проблему. Тем самым становится труднее для чиновников «закрыть глаза» на проблему, следовательно, приходится предпринимать шаги по решению вопросов. Именно публичность обращения заставляет «слуг народа» реагировать на проблемы и обращения граждан.

Однако сами органы власти не сильно заинтересованы в сервисах электронной демократии, что является проблемой в построении диалога между обществом и государством.

У органов власти нет обязанности пользоваться ресурсами электронной демократии и нет обязанности реагировать на социально-значимые проблемы, размещенные на порталах электронной демократии. Как правило, органы власти становятся участниками электронной демократии вынуждено, получив обращение от лица организации.

Данный факт является проблемой, так как диалог между властью и гражданами должен строиться на добровольных и взаимовыгодных началах.

Кроме того, если бы органы власти становились официально пользователями порталов (сервисов) электронной демократии, то можно было бы избежать бумажного документооборота, сократить время на рассмотрение обращений, быть ближе к проблемам граждан.

В идеале с помощью ресурсов электронной демократии социально-значимые проблемы должны решаться коллективно, а именно совместно гражданами и органами власти.

На настоящий момент многие граждане не верят в то, что их проблемы могут быть решены посредством ресурсов демократии, не верят в деятельность органов, в их эффективность, относятся к чиновникам как к бесполезному бюрократическому аппарату. В связи с этим не все граждане активно участвуют в диалоге между обществом и государством, что также тормозит развитие электронной демократии.

Переломить ситуацию и добиться необходимых перемен можно за счет повышения активности граждан в формировании гражданского общества за счет использования инноваций в сфере социальных коммуникаций.

Другой проблемой является следующее. Существуют площадки электронной демократии, чьи серверы находятся за пределами Российской Федерации (например change.org), которые создают возможность придания искусственного резонанса любому вопросу, в т.ч. сугубо национальному, путем набора голосов со всего мира, возможность манипуляции общественным мнением, использование информации о социальной напряженности в деструктивных целях, дестабилизации обстановки в регионе (стране).

На некоторых ресурсах электронной демократии происходит простая регистрация пользователей без идентификации, что позволяет создавать ботов и нельзя определить, кто действует под маской пользователя, гражданин или бот.

Несмотря на существующие проблемы, можно сделать вывод, что инструменты электронной демократии становятся все более популярными, о чем свидетельствует увеличивающееся количество пользователей и размещенных обращений. Эффективность и прозрачность деятельности органов также растет, о чем свидетельствует активность органов в решении проблем (рассмотрении обращений), освещаемых и направляемых посредством электронной демократии, положительность результатов рассмотрения обращений.